Художественные промыслы
Художественные промыслы в России формировались под сильным влиянием народного искусства с одной стороны, а с другой стороны часто как вполне профессиональное декоративное искусство. К развитии ряда промыслов участвовали профессиональные художники, например, модели для каслинского литья делали известные скульпторы.
Хохлома
* Хохлома́ представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
* Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шушма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
* Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписаная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла. В настоящее время умирающий бизнес (производство). Держится лишь на энтузиазме работающих там людей. Возможно, обречена на вымирание.
* Скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали.
Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.
* Па́лехская миниатю́ра — народный промысел, развившийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены.
Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, из литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен.
* Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами. Была заимствована из японской культуры на рубеже XIX—XX веков.
Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
* Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изделиями «под Гжель».
* Ка́слинское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.
Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.